Рабочие программы
УМК по информатике Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.
Минимальный список официальных документов, которые необходимо знать каждому учителю, составляют: - стандарт;
- БУП (базисный учебный план);
- примерные программы;
- Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников по предмету.
На основе этих документов, с учетом имеющихся в конкретной школе учебников и материально-технического обеспечения, учителем разрабатывается рабочая программа и календарно-тематическое планирование по преподаваемому предмету. - Если разработанная учителем рабочая программа содержит небольшие корректировки (до 10%), то следует указывать, что учитель работает в соответствии с примерной программой, рекомендованной министерством.
Если корректировок оказалось больше (до 20%), то указывается то же самое, но программу необходимо согласовать в муниципальной методической службе.
- Учитель также может работать по авторским программам по предмету. Это программы авторов учебников, имеющих гриф министерства.
Поскольку данные учебники проходили экспертизу в Федеральном экспертном совете, то их содержание соответствует образовательному стандарту по предмету. Возможно согласование программ в методической службе по требованию администрации образовательного учреждения, но оно не является обязательным.
- Собственную авторскую программу по преподаваемому курсу учитель обязан подать на экспертизу в установленном порядке, без этого её нельзя использовать в образовательном учреждении общего образования.
Методические рекомендации и поурочное планирование к учебнику «Информатика» 5 - 6 класс автор Босова Л.Л. Пояснительная записка Модели организации обучения В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количество часов в неделю, общий уровень учащихся, предпочтения учителя) возможны несколько вариантов организации обучения информатике в V — VI классах. Организация обучения в V классе Для организации обучения в V классе рекомендуются следующие модели:
- последовательная — 1 ч в неделю, 35 ч в год;
- параллельная — 1 ч в неделю, 35 ч в год;
- углубленная — 2 ч в неделю, 70 ч в год.
Модель 1. Последовательная Предлагается следующий, названный нами последовательным, подход к изложению учебного материала: введение в предмет - устройство компьютера и первоначальные пользовательские навыки - информационные процессы - информационные технологии (технологии обработки текстовой и графической информации). Рекомендуемое поурочное планирование курса
№ урока | Тематика урока | Параграфы учебника | 1 четверть | 1 | Информация — Компьютер — Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | «Ваш учебник», 1.1, 2.2 | 2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 2.1 | 3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой | 2.0 | 4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1 — 8) | 2.3 | 5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 2.4 | 6 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2. Освоение мыши | 2.5, 2.6 | 7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы | 2.7 | 8 | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню | 2.8 | 2 четверть | 9 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти) | 1.2, 1.3 | 10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1.4 | 11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 1.5 | 12 | Кодирование информации | 1.6 | 13 | Формы представления информации. Метод координат | 1.7, 1.8 | 14 | Текст как форма представления информации. Логическая игра | 1.9 | 15 | Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» | 1.10 | 16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа | 1.11 | 3 четверть | 17 | Обработка информации. Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | 1.12 | 18 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6. Ввод текста | 2.9(1) | 19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7. Редактирование текста | 2.9(2) | 20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 7. Редактирование текста | 2.9(2) | 21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 7. Редактирование текста | 2.9 (2), 1.13 (2) | 22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1.13 (2) | 23 | Кодирование как изменение формы представления информации. Практическая работа № 8. Форматирование текста | 1.13 (3) | 24 | Компьютерная графика. Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора | 2.10(1) | 25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора | 2.10 (2) | 26 | Проверочная работа. Обработка графической информации. Практическая работа № 10. Раскраска | 2.10 | 4 четверть | 27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №11. Пригласительный билет. Практическая работа № 12. Создание комбинированных документов | 2.9, 2.10 | 28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью про¬граммы Калькулятор | 1.14 (1) | 29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа № 13. Работа с фрагментами рисунка | 1.14 (2) | 30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | 1.14 (3) | 31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | 1.14 | 32 | Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14. Анимация (начало) | 2.11 | 33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14. Анимация (завершение) | 2.11 | 34-35 | Резерв учебного времени | |
Модель 2. Параллельная Предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «Информация вокруг нас»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение соответствующих практических навыков (глава «Компьютерный практикум»). Рекомендуемое поурочное планирование курса
№ урока | Теоретический материал | Технологический материал | Компьютерный практикум | 1-2 | Введение. 1.1. Информация | 2.1. Как устроен компьютер. 2.2. Техника безопасности и организация рабочего места | Работа с клавиатурным тренажером | 3 | Введение. 1.2. Действия с информацией | 2.3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш | Работа 1. Знакомство с клавиатурой | 4 | 1.3. Хранение информации | 2.3. Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре | Работа с клавиатурным тренажером | 5 | 1.4. Носители информации | 2.5. Рабочий стол | Работа с клавиатурным тренажером | 6 | 1.5. Передача информации | 2.6. Управление компьютером с помощью мыши | Работа 2. Освоение мыши | 7 | 1.6. В мире кодов | 2.7. Главное меню. Запуск программ | Работа 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы | 8-9 | 1.6. В мире кодов | 2.8. Управление компьютером с помощью меню | Работа 4. Управление компьютером с помощью меню | 10 | 1.7. Формы представления информации | 2.4. Программы и файлы | Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | 11-12 | 1.8. Метод координат | 2.4. Программы и файлы | Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | 13-14 | 1.9. Текст как форма представления информации | 2.9. Текстовый редактор и текстовый процессор | Работа 6. Ввод текста | 15-16 | 1.9. Текст как форма представления информации | 2.9. Основные объекты текстового документа | Работа 7. Редактирование текста | 17-18 | 1.10. Табличная форма представления информации | 2.9. Этапы подготовки документа на компьютере | Работа 8. Форматирование текста | 19-20 | 1.11. Наглядные формы представления информации | 2.10. Компьютерная графика. Графические редакторы | Работа 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора | 21 | 1.12. Обработка информации | 2.10. Компьютерная графика. Устройства ввода графической информации | Работа 10. Раскраска | 22-23 | 1.13. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации | 2.9. Подготовка текстовых документов. 2.10. Компьютерная графика | Работа 11. Пригласительный билет | 24 | 1.13. Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации | 2.9. Подготовка текстовых документов. 2.10. Компьютерная графика | Работа 12. Создание комбинированных документов | 25-26 | 1.14. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам | 2.9. Подготовка текстовых документов. 2.10. Компьютерная графика | Работа 13. Работа с фрагментами рисунка | 27-28 | 1.14. Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений | 2.11. Создание движущихся изображений | Работа 14. Анимация | 29-30 | 1.14. Получение новой информации. Разработка плана действий и его запись | 2.11. Создание движущихся изображений | Работа 14. Анимация | 31-32 | Повторение главы I «Информация вокруг нас» | 2.11. Создание движущихся изображений. Сюжет на свободную тему | Работа 14. Анимация | 33-35 | Резерв учебного времени | | |
Модель 3. Углубленная Этот вариант предполагает углубленное изучение материала за счет увеличенного в два раза количества учебных часов. Здесь в полной мере может быть задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компьютерного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Кроме того, достаточно серьезное внимание и продолжительное время можно уделить выполнению проекта «История письменности» и другим аналогичным работам. Тематическое планирование 1. Введение (2 ч).Информация и информатика. Знакомство с учебником. 2. Компьютер для начинающих (15 ч).Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой.
Практическая работа № 2. Освоение мыши.
Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.
Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.
Клавиатурный тренажер. 3. Информация вокруг нас (17 ч).Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. 4. Информационные технологии (17 ч).Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 6. Ввод текста.
Практическая работа № 7. Редактирование текста.
Практическая работа № 8. Форматирование текста.
Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа № 10. Раскраска.
Практическая работа № 11. Пригласительный билет.
Практическая работа № 12. Создание комбинированных документов. 5. Информация вокруг нас. Продолжение (12 ч).Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. Практическая работа № 13. Работа с фрагментами рисунка.
Практическая работа № 14. Анимация.
Практическая работа № 15. Анимация. Сюжет на свободную тему. 6. Повторение изученного (7 ч).Коллективная работа над проектом «История письменности». Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, Скомбинированный документ, анимация).
Организация обучения в VI классе Для организации обучения в VI классе рекомендуются следующие модели: - базовая — 1 ч в неделю, 35 ч в год;
- углубленная — 2 ч в неделю, 70 ч в год.
Модель 1. Базовая Предлагается в соответствии со структурой учебника линейное изучение теоретического материала: компьютер и информация —> человек и информация —> алгоритмы и исполнители. Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков (на основе текстового процессора Word, графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint). Рекомендуемое поурочное планирование курса
№ урока | Тематика урока | Параграфы учебника | 1 четверть | 1 | Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | «Ваш учебник», 1.1 | 2 | Файлы и папки. Практическая работа № 1 | 1.2 | 3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 (задание 1) | 1.3 (введение) | 4 | Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления.) Практическая работа № 2 (задание 2) | 1.3(1) | 5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1.3(1) | 6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 (задание 1) | 1.3(2) | 7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 (задание 2) | 1.3(2) | 8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа | Практические работы № 1 — 3 | 2 четверть | 9 | Растровое кодирование графической информации | 1.3(3) | 10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4 | 1.3 (3) | 11 | Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 | 1.4 | 12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа № 6 (задания 1, 2) | 2.1 | 13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 (задания 3, 4) | 2.2 | 14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 | 2.3 (введение) | 15 | Как образуются понятия. Практическая работа № 8 (задания 1, 2) | 2.3(1) | 16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Практические работы № 4 — 8 | 3 четверть | 17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 (задание 3) | 2.3 (2) | 18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 (задания 4, 5) | 2.3 (3) | 19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 (задания 1, 2) | 2.3 (3) | 20 | Определение понятия. Практическая работа № 9 (задания 3 — 6) | 2.3 (4) | 21 | Классификация. Практическая работа № 8 (задания 7, 8) | 2.3 (5) | 22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа № 10 (задания 1, 2) | 2.4 | 23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 10 (задания 3, 4) | 2.5 | 24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №11 | 3.1 | 25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра | 3.2, 3.3 | 26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа | Практические работы № 8, 9 | 4 четверть | 27-28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 12 | 3.4 (1) | 29-30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 13 | 3.4 (2) | 31-32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14 | 3.4 (3) | 33 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа № 15 | 1.2 | 34-35 | Резерв учебного времени | |
Модель 2. Углубленная Этот вариант предполагает углубленное изучение материала за счет увеличенного в два раза количества учебных часов. Здесь в полной мере может быть задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания и дополнительные работы компьютерного практикума, решены все задачи в рабочей тетради. Кроме того, достаточно серьезное внимание и продолжительное время можно уделить выполнению различных творческих проектов. Тематическое планирование 1. Компьютер и информация (18 ч).Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1. Работа с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа № 2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа № 3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа № 4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа № 5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки. 2. Человек и информация (22 ч).Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 6. Создание таблиц.
Практическая работа № 7. Таблицы. Размещение текста и графики.
Практическая работа № 8. Таблицы. Построение диаграмм.
Практическая работа № 9. Графический редактор Paint.
Практическая работа № 10. Графические возможности текстового процессора Word.
Практическая работа № 11. Рисунок на свободную тему. 3. Элементы алгоритмизации (24 ч).Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования QBasic.
Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 12. Линейная презентация «Часы».
Практическая работа № 13. Гиперссылки. Презентация «Времена года».
Практическая работа № 14. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа № 15. Работа с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа № 17. Знакомство со средой программирования QBasic.
Практическая работа № 18. Исполнитель DRAW.
Практическая работа № 19. Исполнитель LINE.
Практическая работа № 20. Исполнитель CIRCLE. 4. Повторение изученного (6 ч).Практическая работа № 16. Создание слайд-шоу.
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
-------------------- МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ | | Примерные программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям c официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/) | | Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (Базовый уровень) c официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/) | | Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (Профильный уровень) c официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/) | |
|